Жарияланған күні: 09.10.2018 12:46
Өзгертілген күні: 09.10.2018 12:46
Озвученное 5 октября 2018 года Послание Главы государства посвящено актуальным вопросам социально-экономического развития страны и задачам по дальнейшему повышению благосостояния казахстанцев.
Президент Казахстана подчеркнул, что благополучие казахстанцев зависит в первую очередь от стабильного роста доходов и качества жизни. Для этого,  будут приняты следующие меры по повышению уровня доходов населения.
1.Будет изменена методика определения размера минимальной заработной платы с исключением привязки к размеру прожиточного минимума. С 1 января 2019 года размер минимальной заработной платы будет увеличен в 1,5 раза - с 28 тыс. до 42,5 тыс. тенге.
В соответствии с поручением Главы государства с 01.01.2019 будет обеспечено повышение оплаты труда для 275 тыс. гражданских служащих, работающих в бюджетных организациях. Рост заработной платы для них составит в среднем 35%.
С увеличением минимальной заработной платы снизится налоговая нагрузка для занятого населения соразмерно увеличению налоговых вычетов из доходов всех наемных работников. Снижение налоговой нагрузки затронет более 6 млн. наемных работников. На компенсацию потерь доходной части для регионов  в связи с увеличением налогового вычета будет выделено  дополнительно выделено 10,4 млрд. тенге.
2. Реализация поручений Главы государства по повышению уровня благосостояния граждан будет осуществляться не только прямым повышением заработной платы. Необходимо формировать  стабильные источники роста бизнеса, стимулировать частные инвестиции и способствовать свободе рынка.
 Развивается малый и средний бизнес, составляющий основу процветания экономики. В рейтинге ведения бизнеса Всемирного банка Казахстан поднялся на 36-е место среди 190 стран.Именно бизнес создает новые рабочие места и обеспечивает большую часть казахстанцев доходами.
Действие запущенной в 2010 году  программы  «Дорожная карта бизнеса-2020» в силу ее эффективности следует продлить до 2025 года.
Это позволит за 3 года дополнительно создать не менее 22 тысяч новых рабочих мест, обеспечит поступление 224 миллиардов тенге налогов и производство продукции на 3 триллиона тенге.
 На ее реализацию необходимо предусмотреть дополнительно не менее 30 миллиардов тенге ежегодно.
3. В целях защиты  бизнеса от неправомерного административного давления и угроз уголовного преследования, будут внесены изменения в Уголовный  кодекс по повышению порогового уровня ущерба от уклонения от уплаты налога и/или других обязательных платежей в бюджет.
 С 1 января 2019 года пороги применения уголовной ответственности по налоговым нарушениям с юридических лиц будут увеличены с 20 000 МРП (48,1 млн. тенге) до 50 000 МРП (120,2 млн. тенге) с увеличением штрафов.
4. Чтобы бизнес мог начать работу с чистого листа,  с 1 января 2019 года будет проведена налоговая  амнистия для малого и среднего бизнеса, списание  пени и штрафов при условии уплаты основной суммы налога.
5. Глава государства отметил, что по пути к «безналичной экономике», необходимо  опираться не только на репрессивные, но и стимулирующие инструменты, например, поощрять бизнес к использованию безналичного расчета.
Завершение интеграции налоговых и таможенных информсистем повысит прозрачность администрирования. Правительству необходимо принять действенные меры по сокращению теневого оборота в экономике как минимум на 40% за 3 года.
6. Будут предприняты  меры по развитию конкуренции в экономике и наведению порядка в тарифах на услуги ЖКХ и естественных монополий.
В сфере коммунальных услуг и регулирования естественных монополий тарифообразование и расходование собранных с потребителей средств до сих пор не прозрачно. Отсутствуют эффективный мониторинг и контроль инвестиционных обязательств монополистов.
Будет  реформирована  работа антимонопольного ведомства, значительно усилив функции по защите конкуренции. Это важно, поскольку приводит к росту издержек для бизнеса, снижению реальных доходов людей.
7. Необходимо начать системно решать вопросы оздоровления финансового и реального секторов, проведения комплексной антиинфляционной политики.
В складывающихся условиях важно наращивать кредитование экономики, особенно обрабатывающего сектора и МСБ.
Необходимо также повышать эффективность управления пенсионными активами и ресурсами системы соцстрахования, реально развивать альтернативные финансовые инструменты - рынок ценных бумаг, страхование и так далее.
Важную роль в обеспечении бизнеса иностранными инвестициями, доступом к капиталу должен сыграть Международный финансовый центр «Астана».
Эффективная реализация перечисленных мер повысит доходы казахстанцев за счет роста зарплат и создания новых рабочих мест.