Дата публикации: 30.05.2019 14:46
Дата изменения: 01.06.2019 11:54

1. Вопрос: Может ли декларант, получивший решение о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, осуществлять таможенное декларирование компонентов товаров в общеустановленном порядке (без применения ст. 190 ТК РК)?​


Ответ: Пунктом 3 статьи 190 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" установлены условия применения особенностей таможенного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде.

При этом применение данных особенностей таможенного декларирования товаров является правом, а не обязанностью декларанта, даже если декларантом получено Решение по классификации товаров, поставляемых в несобранном виде (далее – Решение).   

Т.е. декларант вправе применять особенности таможенного декларирования при соблюдении соответствующих пункту 3 статьи 190 Кодекса РК условий.

Вместе с тем, декларант может декларировать товары в общеустановленном порядке, даже если им в таможенном органе получено Решение. Такой случай не является нарушением таможенного законодательства.


2. Вопрос: Можно ли при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита компонентов товара, ввозимого в разобранном виде, вместо предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС или решения о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, представить таможенному органу другие документы, где указан классификационный код, например, экспортную декларацию страны вывоза?


Ответ: Абзац второй пункта 4 и абзац второй пункта 5 статьи 41 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном регулировании в Республике Казахстан", предусматривают, что коды указанные в принятых предварительных решениях по классификации товаров (далее – ПКР) или в принятых решениях по классификации товаров, поставляемых в несобранном виде (далее -  КРНВ) могут применяться при таможенном декларировании по таможенной процедуре «таможенный транзит». Т.е. коды указанные в ПКР или КРНВ могут указываться в транзитных декларациях.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 138 определены особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном виде, и определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров» (далее – решение № 138).

Решением 138 предусмотрено, что таможенная процедура таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном  виде, перевозимых по территориям двух и более государств – членов ЕАЭС в течение определенного периода времени одним или несколькими транспортными средствами международной перевозки, применяется с учетом того, что разобранный товар может декларироваться путем подачи нескольких транзитных деклараций в отношении компонентов этого товара, которые указаны в качестве таких компонентов в ПКР или КРНВ, и при определении размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, применяются ставки таможенных пошлин, налогов, установленные в отношении разобранного товара в комплектном или завершенном виде.

Вместе с тем, ни положения ТК ЕАЭС, ни положения Решения № 138 не устанавливают в обязательном порядке использовать при таможенном декларировании товаров, поставляемых  в несобранном виде по таможенной процедуре «таможенный транзит» ПКР и КРНВ.

Так, компоненты товара в собранном или завершенном виде могут помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита с указанием в транзитной декларации кодов таких компонентов в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС как отдельных товаров без привязки к готовому товару, в состав которого они входят согласно ПКР или КРНВ, и размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин в отношении заявленных компонентов, как отдельных товаров.

Указанный подход к таможенному декларированию компонентов зависит от желания декларанта, даже при наличии у него ПКР и КРВН.

Таким образом, при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита компонентов разобранного товара наличие и представление таможенному органу ПКР или КРНВ является обязательным условием только в случае применения особенностей, предусмотренных решением Коллегии Комиссии от 07.11.2017 № 138.


3. Вопрос: Для подтверждения страны происхождения товара при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, к которым применяются защитные меры внутреннего рынка, какой формы сертификат происхождения должен представляться таможенному органу. Возможно ли  предоставление сертификатов формы СТ-1 или формы СТ «А», применяемые в рамках преференциальной торговли?


Ответ: Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 г. № 49 установлены Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), согласно пункту 25 при ввозе товара, аналогичного тем, в отношении которых в Союзе применяются меры защиты внутреннего рынка, его происхождение должно подтверждаться сертификатом о происхождении товара, за исключением случаев, когда защитная мера соблюдена (например, уплачена антидемпинговая пошлина), либо общая таможенная стоимость аналогичного товара не превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США.

В рассматриваемом случае для подтверждения происхождения товаров необходимо предоставление «непреференциального сертификата о происхождении товара общей формы», требования, о заполнении которого утверждены Приложением к вышеназванным Правилам (далее – Требования).

При этом пунктом 8 Требований к Правилам установлено, что «в случае если в качестве документа о происхождении товара используется сертификат, применяемый в рамках преференциальной торговли, графа для служебных отметок в таком сертификате должна содержать отметку "для непреференциальных целей", "for non-preferential purposes" или "à des fins non préférentielles".

Таким образом, для подтверждения страны происхождения товаров предоставление форм сертификатов форм «СТ-1» и «А» и других преференциальных сертификатов возможно при условии отметки в графе «для служебных отметок» в таких сертификатах отметку "для непреференциальных целей", "for non-preferential purposes" или "à des fins non préférentielles".


4. Вопрос: Каким образом можно определить значения терминов, используемых в ТН ВЭД ЕАЭС?


Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) представляет собой классификатор, охватывающий все товары, которые представлены в мировой торговле. При этом в наименованиях позиций используются различные термины. В случаях, когда отдельные термины имеют специальные значения, используемые исключительно в целях классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, такие значения приведены в примечаниях к разделам и группам ТН ВЭД ЕАЭС.

В отношении терминов, являющихся общеприменимыми, ТН ВЭД ЕАЭС не содержит каких-либо разъяснений и приводить в ТН ВЭД ЕАЭС значение каждого такого термина не представляется возможным.

При необходимости определения терминов, используемых в ТН ВЭД ЕАЭС на уровне 10-ти разрядного кодового обозначения, они могут быть приведены в дополнительных примечаниях Евразийского экономического союза. Данный подход может быть реализован путем внесения изменений в ТН ВЭД ЕАЭС по предложению уполномоченного органа государства-члена ЕАЭС.