Дата публикации: 25.02.2019 10:44
Дата изменения: 25.02.2019 10:46
       В  Департаменте государственных доходов по г.Астана прошел «круглый стол» по вопросам таможенного администрирования на территории специальной экономической зоны «Астана – новый город» (СЭЗ).
       На «круглом столе» рассмотрены актуальные темы, затрагивающие  интересы резидентов (участников) СЭЗ в процессе таможенной очистки товаров и контроля в рамках таможенной процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ).
       До сведения представителей резидентов СЭЗ доведено указание Комитета государственных доходов Министерства финансов РК о проведении разъяснительной работы среди участников ВЭД в части применения ценовой информации в территориальных органах госудрственных доходов при контроле таможенной стоимости товаров. Вопрос контроля таможенной стоимости товаров является приоритетным для органов государственных доходов, по данному направлению на регулярной основе проводится мониторинг, формируется база по ценовой информации. В этой связи участникам СЭЗ необходимо не допускать случаев указания в декларации на товары необоснованных, заниженных цен на импортируемые товары. В случае возникновения вопросов участники внешнеэкономической деятельности имеют возможность доступа к ценовой информации на импортируемые товары, размещенная на официальном сайте КГД МФ РК: «https://kgd.gov.kz».   
       В рамках следующей темы на заседании «круглого стола» рассмотрены  вопросы предоставления резидентами  СЭЗ  в орган государственных доходов  Акта о завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Для представителей резидентов СЭЗ проведено разъяснение  с указанием норм таможенного и иного законодательства по данной теме. Вместе с тем, до их сведения доведена информация о случаях предоставления Акта о завершении действия таможенной процедуры СТЗ после подписания Акта о приемке построенного объекта СЭЗ в эксплуатацию, где сроки между подачей указанных Актов составляли от 6 (шести) месяцев до 1,5 года. Тем не менее, нормы таможенного законодательства определяют сроки завершения таможенной процедуры СТЗ в течение 6 (шести) месяцев при прекращении функционирования СЭЗ или принятии решения о прекращении применения таможенной процедуры СТЗ на территории СЭЗ, на которой применялась таможенная процедура СТЗ,  при утрате лицом, поместившим товары под таможенную процедуру СТЗ, статуса резидента. В случае несоблюдения резидентами СЭЗ указанных требований применяются меры по принудительному завершению таможенной процедуры СТЗ.
        В ходе обсуждения темы до участников круглого стола доведены некоторые понятия и нормы касательно таможенной процедуры СТЗ, предусмотренные  Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза (ЕАЭС) и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, ратифицированным Законом Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 312-IV, в частности:  
        территория СЭЗ является частью таможенной территории таможенного союза (ЕАЭС);
        товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории таможенного союза (ЕАЭС) для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.
        В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»  налогообложение товаров, реализуемых на территорию специальной экономической зоны предусматривает, что реализация на территорию СЭЗ товаров, полностью потребляемых при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания специальных экономических зон, по перечню товаров, определенных уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в сфере создания, функционирования и упразднения СЭЗ по согласованию с уполномоченным органом и уполномоченным органом в области налоговой политики, облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.  Для целей настоящей статьи под вышеуказанными товарами, понимаются товары, помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру СТЗ и находящиеся под таможенным контролем.
         В случае невыполнения участником СЭЗ вышеуказанных условий, предусмотренных частью первой пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса, товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, признаются облагаемым импортом и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость с даты ввоза товаров на территорию специальной экономической зоны с начислением пени со срока, установленного для уплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары, в порядке и размере, которые определены таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.
         По итогам проведенного «круглого стола» представителями резидентов СЭЗ    приняты во внимание обязательства по соблюдению норм и требований таможенного, налогового и иного законодательства, надлежащего ведения учета товаров, предоставления достоверных сведений об использовании товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, в целях правомерного пользования особыми льготными условиями, предусмотренными таможенной процедурой СТЗ (освобождение от таможенных пошлин, налогов, НДС по нулевой ставке и др.).