Дата публикации: 28.04.2016 16:29
Дата изменения: 28.04.2016 17:05

Выявление, пресечение и профилактика правонарушений, связанных с лжепредпринимательством

На основании вступивших в законную силу приговоров суда, которыми установлены факты создания лжепредприятий, Департамент государственных доходов по городу Астана осуществляет налоговый контроль, в том числе в отношении лиц, заключивших сделки со лжепредприятиями. На органы государственных доходов возложена задача по обеспечению полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также по осуществлению налогового контроля за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств. Ущерб в каждом конкретном случае должен определяться исходя из сумм полученного кредита, не уплаченных контрагентом лжепредприятия налогов и тому подобное. Причиненный государству ущерб определяется как сумма налогов, от уплаты которых уклонился контрагент.

Под лжепредпринимательством понимается создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданину, организации или государству. Мотивом создания лжепредприятия является отсутствие намерения заниматься предпринимательской деятельностью. Целями лжепредпринимательства могут быть: получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности. Всего в  течение последних пяти лет наблюдается стабильная динамика увеличения выявляемости фактов лжепредпринимательства в городе Астана.

Следует отметить, что информация о налогоплательщике признанного лжепредприятием, размещается на сайте уполномоченного органа (kgd.gov.kz/список налогоплательщиков/перечень лжепредприятий), с указанием контрагентов. Если по уголовному делу будет установлено, что лицо, создавшее лжепредприятие, реализовывало от его имени товары, не учтенные по правилам бухгалтерского и налогового учета, а приобретенные у неизвестных лиц без оформления надлежащих документов, его действия подлежат квалификации как лжепредпринимательство. В этом случае у контрагентов лжепредприятия подлежат исключению из вычетов расходы и из зачета суммы налога на добавленную стоимость по этим сделкам.

В настоящее время Департамент государственных доходов по городу Астана, проводит оптимизацию процессов налогового администрирования. Пример – камеральный контроль. Камеральный контроль предоставляется право налогоплательщику  самому устранить выявленные нарушения.

В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляется уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений. Исполнение такого уведомления осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня его вручения (получения). Если налогоплательщик не исполнил в установленный срок уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, то налоговый орган имеет право по истечении пяти рабочих дней со дня истечения срока исполнения уведомления приостановить расходные операции по банковским счетам налогоплательщика.

По налогоплательщикам, не реагирующим на законные требования органов налоговых служб или различным образом уклоняющихся от их исполнения, меры принимаются уже совместно с службой экономических расследований.

В заключении рекомендуем во избежание сделок с лжепредприятиями, проверять каждого контрагента по перечню лжепредприятий, выложенному на вышеуказанном сайте КГД МФ РК. Кроме того, тщательно проверять его учредительные документы и контролировать фактическое оказание услуг и выполнение работ по заключенному договору.