Дата публикации: 04.06.2024 12:29
Дата изменения: 04.06.2024 12:46

В целях выявления и изучения возможных причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом «О противодействии коррупции», Типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции от 16 января 2023 года №21 (далее – Типовые правила), приказом от 13 марта 2024 года № 64 «О проведении внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Департамента государственных доходов по г. Астане», а также в рамках реализации типового базового направления № 4 «Предупреждение и противодействие коррупции» (далее - ТБН №4) проведен внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности  Департамента государственных доходов по г. Астане.

Внутренний анализ коррупционных рисков проведен рабочей группой определенной приказом от 13 марта 2024 года № 64 состоящей из сотрудников, имеющих практический опыт применения отраслевого законодательства в деятельности: заместителя руководителя, руководителей Управлений Департамента и таможенных постов.

Для выявления коррупционных рисков и выработки рекомендаций изучены данные информационных систем и другая аналитическая информация.

Внутренний анализ коррупционных рисков в Управлениях и таможенных постах Департамента осуществлялся в соответствии с Типовыми правилами и Инструкцией по исполнению проектов ТБН № 4 по следующим этапам:

1)сбор и обобщение информации об объекте анализа;

2)анализ правовых актов и внутренних документов, регулирующих деятельность объекта анализа, его организационно-управленческой деятельности на наличие коррупционных рисков;

3)подготовка и подписание аналитической справки;

4)определение должностей, подверженных коррупционным рискам;

5)контроль и мониторинг исполнения рекомендаций по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков.

В ходе работы проанализированы:

-  правовые акты и внутренние документы, регулирующие деятельность Департамента;

-   оказания государственных услуг;

-   обращения физических и юридических лиц в отношении объекта анализа;

-  освоение и распределение бюджетных и финансовых средств за период 2023 года и истекший период 2024 года;

-    информационные системы;

- установление фактов принятия на работу лиц, ранее совершивших коррупционное правонарушение;

- установление лиц, осуществляющих деятельность, не совместимую с выполнением государственных функций;

-  установление фактов совместной службы (работы) близких родственников, супругов и свойственников;

-  установление фактов осуществления должностных обязанностей при наличии конфликта интересов;

-  направление государственных служащих на антикоррупционное обучение.

Учитывая многочисленность функций и межотраслевой характер работы Департамента были охвачены анализом основные направления деятельности, а именно:

1.реализация контрольно - ревизионных функций;

          2.реализация разрешительных функций;

          3.правовые акты и внутренние документы, регулирующие деятельность ОГД;

         4.разработка и эксплуатация информационных систем;

5.иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности.

         

По итогам анализа выявлено 13 коррупционных рисков:

 

Направление деятельности, охваченное анализом

1.Реализация контрольно-ревизионных функций

Наименование коррупционного риска

Прямой контакт сотрудника с юридическими и физическими лицами.

Описание коррупционного риска

Контакт (переписка) сотрудника с экспортёром/импортером проводится на бумажном носителе без использования информационных систем.

Рекомендации по устранению риска

Необходимо до разработки информационной системы (далее – ИС) предоставить возможность сотрудникам, проводящим валютный контроль направлять запросы документов в адрес экспортеров/импортеров через ИС «Кабинет налогоплательщика».

 

2.Реализация разрешительных функций

Наименование коррупционного риска

Осуществление организации работы по налоговому администрированию в части проведения налоговых проверок.

Описание коррупционного риска

В случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) к рассмотрению жалобы документов, не представлявшихся им в ходе налоговой проверки, уполномоченный орган вправе устанавливать достоверность таких документов в ходе тематической и (или) повторной тематической проверок, назначаемых в порядке, определенном статьей 186 настоящего Кодекса.

Рекомендации по устранению риска

Исключить п.4 статьи 181 Налогового Кодекса РК. Исключение принятия дополнительных документов, т.к. в ходе проверки налогоплательщику достаточно предоставляется дополнительное время путем выставления требования о предоставлении документов. И только после принятия всех исчерпывающих обстоятельств и предоставления документов составляется акт проверки.

 

3. Анализ нормативно-правовых актов, затрагивающих деятельность ОГД

1)Наименование коррупционного риска

В соответствии с главой 2 приказа Министра финансов Республики Казахстан № 188 от 14 февраля 2018 года "Об утверждении Правил проведения таможенных досмотра и осмотра» (далее – Приказ) перед проведением таможенного досмотра, уполномоченное должностное лицо, письменно (в произвольной форме) уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны. На практике, при определении даты и времени проведения таможенного досмотра, должностное лицо органа государственных доходов самостоятельно определяет время и дату проведения таможенного досмотра.

Описание коррупционного риска

В Приказе четко не указан срок определения времени назначения таможенного досмотра, в результате сотрудник ОГД имеет возможность субъективно подходить к этому вопросу.

Отсутствие такой нормы в Кодексе и Приказе дает возможность должностным лицам ОГД незаконного затягивания сроков проведения таможенного досмотра.

Отсутствие четкого регламента создает потенциальные коррупционные риски, заключающиеся в возможности должностными лицами органов государственных доходов оказывать декларантам незаконное преимущество.

Рекомендации по устранению риска

Дополнение главы 2 Приказа пунктом 7.1 следующего содержания: «Дата и время назначения таможенного досмотра назначается в течении 1 рабочего дня в день принятия решения о проведении досмотра».

 

2)Наименование коррупционного риска

В Кодексе РК "О таможенном регулировании в РК" (далее – Кодекс) отсутствует норма, регламентирующая фиксацию сооружений, помещений и территорий на предмет соответствия установленным требованиям и условиям, с применением фото - и (или) видеосъемки, в процессе проведения таможенного осмотра.

Описание коррупционного риска

Отсутствие вышеуказанной нормы в Кодексе дает возможность должностным лицам ОГД незаконного проведения таможенного осмотра, а именно сокрытие возможного несоответствия помещений и территорий установленным требованиям, что создает потенциальные коррупционные риски, заключающиеся во взаимности должностных лиц органов государственных доходов и участников бизнеса.

Рекомендации по устранению риска

Внесение дополнения в п.8 ст.415 Кодекса следующего содержания: «Таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в возможно короткий срок, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного рабочего дня. Период времени проведения таможенного осмотра помещений и территорий может быть продлен руководителем таможенного органа либо лицом его замещающим, либо заместителем руководителя таможенного органа, но не более чем на пять рабочих дней, с отражением сведений о продлении в предписании на проведение таможенного осмотра помещений и территорий. Процесс проведение таможенного осмотра фиксируется с применением фото - и (или) видеосъемки, результаты которой прилагаются к акту таможенного осмотра».

 

3)Наименование коррупционного риска

Риск заключается во взаимодействии (сговор) сотрудника таможенного поста и физического лица при перемещении товаров в большом количестве, не включенных в перечень Приказа Министра финансов РК от 31 марта 2015 г. №250 «Об установлении критериев отнесения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, к товарам для личного пользования» (далее - Приказ 250).

Описание коррупционного риска

При ввозе товаров  в количестве не превышающий 10 000 евро и 50 кг. в сопровождаемом багаже в рамках норм провоза согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее - Решение 107), но не указанных в Приказе 250 может быть совершен сговор физического лица с сотрудником таможенного поста о беспрепятственном прохождении по зеленому коридору, так, как  Приказ 250 охватывает ограниченный список товаров перемещаемый физическими лицами. На сегодняшний день ассортимент товаров очень велик и включает в себя радио, электрооборудование, бытовую технику, посуду, различного рода гаджеты, косметика и т.д.

Рекомендации по устранению риска

Руководствуясь подпунктом ж) пункта 1 Решения 107 и пунктом 4 статьи 339 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года № 123-VI ЗРК «О таможенном регулировании в Республике Казахстан», считаем необходимым установить единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежит уплата таможенных пошлин и налогов в виде совокупного таможенного платежа (далее -СТП).

1. В зависимости от характера и количества товаров, а также частоты перемещения товаров, ввозимых физическими лицами в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары, которые превышают следующие показатели: 

- одежда и обувь 2 (два) предмета одного наименования, размера и фасона на человека (за исключением бывших в употреблении);

-  головные уборы 2 (два) предмета одного наименования, размера и фасона на человека (за исключением бывших в употреблении)

- туалетные принадлежности и парфюмерно-косметические изделия 3 (три) предмета одного наименования на человека (за исключением бывших в употреблении)

- посуда столовая и кухонная 3 (три) предмета одного наименования на человека (за исключением бывших в употреблении);

- биологический активные добавки, витамины 5 упаковок, пачек, тары одного наименования вида на человека (за исключением бывших в употреблении).

- другие, не перечисленные выше предметы, используемые в домашнем хозяйстве или быту - 2 (два) предмета каждого наименования на человека (за исключением бывших в употреблении).

 2. Частота пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу Таможенного союза не превышает 1 (один) раз в месяц.

 

4.Разработка и эксплуатация информационных систем

1)Наименование коррупционного риска

Декларирование в письменной форме с использованием в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов дает возможность уклонения от соблюдения мер технического регулирования при непосредственном участии должностных лиц органов государственных доходов.

Описание коррупционного риска

В соответствии с п.4 ст.175 Кодекса РК от 26.12.2017г.№123-VI закона РК "О таможенном регулировании в РК" таможенное декларирование с использованием в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов допускается в письменной форме. Решение о возможности/невозможности декларирования товаров с использованием в качестве декларации на товары принимает уполномоченное должностное лицо органов государственных доходов.

Рекомендации по устранению риска

Внедрение в ИС «Кеден» даст возможность таможенного декларирования товаров с использованием в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в электронной форме с обязательным использованием системы управления рисками (СУР) и форматно-логический контроль (ФЛК).

 

2)Наименование коррупционного риска

Процесс исполнения уведомления и формирование заключения по результатам камерального контроля.

Описание коррупционного риска

В процессе исполнения налогоплательщиком уведомления камерального контроля, у налогоплательщика не имеется возможности отслеживать процесс исполнения уведомления и формирование заключения по результатам камерального контроля, то есть отсутствует обратная связь с налогоплательщиком касательно исполнения/не исполнения уведомления, т.е. в «Кабинете налогоплательщика» отсутствует возможность просмотра статуса исполнения уведомления камерального контроля. В связи с отсутствием такой возможности, налогоплательщики обращаются к специалисту с целью получения информации.

Рекомендации по устранению риска

В целях исключения коррупционного риска в части необоснованного принятия мер по уведомлениям камерального контроля, предлагаем ввести режим отслеживания исполнения уведомления до его полного исполнения и формирования заключения в «Кабинете налогоплательщика», а также автоматизировать процесс принятия мер: присвоение статуса исполнения уведомления РПРО в «Кабинете налогоплательщика» с возможностью просмотра со стороны налогоплательщика, направление извещения о явке для составления административного материала по несвоевременно исполненным уведомлениям,  электронным способом в «Кабинете налогоплательщика». Такой функционал позволит обеспечить своевременный контроль и неотвратимость принятия мер в отношении налогоплательщиков, не исполнивших (несвоевременно исполнивших) уведомление камерального контроля. Кроме того, налогоплательщик будет знать о статусе уведомления. Аналогично предоставлять по другим видам уведомлений ОГД.

 

3)Наименование коррупционного риска

Процесс неисполнения уведомления и формирование РПРО камерального контроля.

Описание коррупционного риска

Если у НП по которому в РВУ ЕХД выставлено уведомление отсутствует ЭЦП, уведомление отправляется заказной почтой.  В случае возврата конверта согласно регламента выставляется РПРО и проводится акт налогового обследования. Далее, если уведомление вручено в явочном порядке, РПРО отзывается в автоматическом режиме в ЕХД. В случае неисполнения врученного уведомления по истечении 30 рабочих дней на банковские счета НП должно быть повторно выставлено РПРО, однако в системе РВУ РПРО повторно не выставляется, и сотрудники формируют РПРО путем создания уведомления (тех. дубликат) по базе ИНИС РК.

Рекомендации по устранению риска

В целях исключения коррупционного риска предлагается включить доступ в РВУ ЕХД повторного формирования распоряжения в связи с неисполнением уведомления.

 

4)Наименование коррупционного риска

Незаконный отзыв РПРО на уровне специалистов по неисполненным уведомлениям об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля.

Описание коррупционного риска

По сформированным РПРО в ИС ЕХД РВУ по причине неисполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, в настоящее время у всех сотрудников имеется возможность отзыва РПРО посредством ИС ИНИС (управление распоряжениями о приостановлении расходных операций по банковским счетам).

Рекомендации по устранению риска

В целях исключения коррупционных рисков, отзыв РПРО предлагается осуществлять не ниже уровня заместителей УГД.

 

5)Наименование коррупционного риска

Распределение проверок по возврату НДС.

Описание коррупционного риска

На сегодняшний день процедура распределения проверок по возврату НДС производится ручным способом руководителем отдела или руководителем управления.

Рекомендации по устранению риска

В связи с чем, в целях объективности и снижения коррупционных рисков предлагаем автоматизировать процесс распределения проверок по возврату НДС посредством информационных систем ОГД. В ходе распределения учитывать следующие критерии:

- наличие текущих проверок у сотрудника;

- периодичность проверок;

- суммы требования;

- период проверки;

- субъектность предприятия и т.д.

 

6)Наименование коррупционного риска

Определение суммы неподлежащего возврату НДС по выявленным нарушениям аналитического отчета «Пирамида» по поставщикам.

Описание коррупционного риска

При проведении проверки, сумма НДС неподлежащая к возврату складывается из:

- суммы НДС, не подлежащая возврату по выявленным нарушениям по 1 уровню;

- суммы НДС, не подлежащая возврату в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения СУР;

- суммы НДС, не подлежащая возврату в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения рисковой Пирамиды;

- сумма НДС по экспорту товаров, по которым не поступила валютная выручка;

- суммы НДС, по которому отсутствует факт подтверждения экспорта товаров и т.д.

Данные суммы рассчитываются сотрудниками самостоятельно на основе предоставленных сведении БВУ, сформированных отчетов Пирамида и т.д.

Рекомендации по устранению риска

В целях исключения необоснованного возврата, допущенного человеческим фактором, предлагаем автоматизировать расчет сумм НДС, неподлежащих возврату путем выведения наименьшей суммы НДС, неподлежащей возврату при применении СУР, по отчету рисковой Пирамиды.

 

7)Наименование коррупционного риска

Несвоевременное принятия мер принудительного взыскания, в виде решения об ограничения в распоряжении имуществом, а также несвоевременное снятие таких решений.

Описание коррупционного риска

На сегодняшний день районными управлениями государственных доходов по г. Астане решения об ограничении в распоряжении имуществом, отзывы решений об ограничении в распоряжении имуществом направляются в уполномоченные органы, а именно в Управление административной полиции (ГАИ) и Управление контроля и качества городской среды документом в формате «Word» через программу «Документолог». Соответственно данный метод является возможностью для возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений и несвоевременного принятия мер. Например, сотрудник РУГД, может просто исключить (так как формат «Word») из списка должников, налогоплательщика, на имущество которого необходимо вынести решения об ограничении в распоряжении имуществом, а может и просто совершить ошибку при копировании или выгрузке. В автоматизированном режиме будет абсолютно исключен человеческий фактор, в виде опечатки или ошибки. Также данный метод является нерациональным, так как большое количество времени уходит на создание самих решений об ограничении в распоряжении имущества и их отзывов, подпись руководящего состава данных распоряжений. Данная процедура занимает большое количество времени, когда как те же решения и отзывы направляются в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» в автоматизированном режиме день в день. В целях минимизации коррупционных проявлений, а также искоренению бытовой коррупции необходимо автоматизировать систему по направлению решений об ограничении в распоряжении имущества, а также их отзывы.

Рекомендации по устранению риска

Автоматизировать процесс направления решений об ограничении в распоряжении имуществом в уполномоченные органы.

 

5.Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности

Наименование коррупционного риска

Риск согласования заключительного отчета при непринятии банкротным управляющим мер по привлечению к субсидиарной ответственности должностных лиц банкротов в порядке статьи 11 закона РК "О реабилитации и банкротстве".

Описание коррупционного риска

Согласно статье 100 закона РК "О реабилитации и банкротстве», деньги, поступившие в имущественную массу банкрота в результате исполнения судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности учредителя или должностного лица, подлежат направлению на удовлетворение требований кредиторов. Погашение административных расходов банкротных управляющих за счет таких денег не допускается. В связи с чем возникает вероятность сговора банкротного управляющего с представителем должника относительно передачи финансово-бухгалтерской документации путем составления фиктивного акта приема передачи документов. В виду отсутствия фактического доступа к документации сотрудником УГД согласовывается заключительный отчет без привлечения банкротным управляющим должностных лиц банкротов к субсидиарной ответственности.

Рекомендации по устранению риска

Внесение изменений в ЗРК "О реабилитации и банкротстве" в части рассмотрения вопроса выплаты административных расходов банкротного управляющего за счет должностных лиц банкротов.