Дата публикации: 14.11.2017 17:31
Дата изменения: 27.11.2017 12:08

В настоящее время Уголовное и Уголовно-процессуальное законодательство, в соответствии с Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 годы, законодательно пересматривается, с целью создания оптимальной модели судопроизводства. Концепция предусматривает введение новых институтов, направленных на дальнейшее последовательное развитие основополагающих принципов защиты прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве.

Результатом данной работы на сегодняшний день является принятый в июле т.г Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы», согласно которого по  ряду уголовных правонарушений в экономической сфере внесены дополнения об освобождении лиц от уголовной ответственности, в случае полного возмещения причиненного ущерба, исключена ответственность за лжепредпринимательство, снижены размеры штрафных санкций.

Дальнейшим этапом совершенствования правоохранительной системы является  проводимая в настоящее время реформа по повышению  уровня  защиты граждан в уголовном процессе и снижение его репрессивности.

Новый порядок производства по уголовным делам направлен на неукоснительное обеспечение защиты от необоснованного обвинения и осуждения, от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, в случае незаконного обвинения или осуждения невиновного - незамедлительную и полную его реабилитацию, а также на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений, формирование уважительного отношения к праву, развитие принципа состязательности сторон обвинения и защиты в уголовном процессе

В рамках повышения уровня защиты прав граждан в проводимой реформе предлагается расширение перечня оснований, по которым мера пресечения в виде «ареста» не применяется. В первую очередь,  это должно касаться  преступлений в сфере предпринимательской деятельности.

Содержание под стражей (арест), как самая суровая мера пресечения, должна носить исключительный характер и применяться лишь тогда, когда другие меры пресечения использовать невозможно. Важным фактором должна являться её соразмерность высокой общественной опасности совершенного преступления. По преступлениям, по которым объектом посягательств является сфера предпринимательской деятельности, применение меры пресечения «содержание под стражей» является нецелесообразным.

Данное ограничение не должно распространяться только на такие преступления как: рейдерство, фальшивомонетничество, контрабанда, создание финансовых пирамид и преступления, совершаемые преступными группами/сообществами.

Также, из подзаконного акта в Кодекс перенесли норму, которая запрещает начинать расследование, если нет акта налоговой проверки или ревизии, либо нет судебного решения о мнимости или притворности сделки.

Сроки и обоснованность дальнейшего нахождения человека под стражей также должны находиться под строгим судебным контролем.

Сегодня задержание все ещё воспринимается гражданами как средство оказания давления с целью получения признательных показаний. Поэтому порядок ограничения основных прав человека должен быть усовершенствован и максимально оптимизирован.

Ограничение свободы человека является одним из серьезных вмешательств в его конституционные права. Действующий порядок уголовного судопроизводства разрешает задержать без санкции суда на 72 часа. Этот срок не менялся с 1959 года. За это время способы и методы собирания доказательств значительно усовершенствованы.

В настоящее время оптимальным видится сокращение сроков задержания до 48-ми часов, с использованием, оставшегося до истечения 72-х часового срока, предусмотренного Конституцией срока для судебных процедур.

Только в исключительных случаях, перечень которых должен быть законодательно ограничен, доставление к следственному судье может превышать 48 часов.

Срок задержания до 72 часов будет применяться только по сложным делам: особо тяжким преступлениям, террористическим или экстремистским;  массовым беспорядкам; преступным группам; незаконному обороту наркотиков; половой неприкосновенности несовершеннолетних; умышленным деяниям, повлекшим смерть.

Помимо этого важным аспектом реформирования является повышение состязательности уголовного процесса, прежде всего, за счет расширения процессуальных возможностей адвокатов.

Сегодняшний перечень полномочий адвокатов не позволяет им в полной мере качественно представлять интересы их подзащитных. Поэтому, предлагается наделить их более широкими полномочиями по сбору доказательств, включая непосредственное обращение в суд с ходатайством о производстве следственных действий.

Данное нововведение касается предоставления адвокатам права получить полный доступ ко всем материалам дела на любой стадии досудебного расследования. Это способствует установлению истины по делу и позволит адвокатам правильно выстраивать линию защиты. У адвокатов будет право не раскрывать доказательство, которое имеет особое значение для защиты, если они хотят показать его только суду. Они смогут через судью добиться проведения следователями необходимые им следственные действия.

Право получения доступа к материалам адвоката должны быть и у органа расследования. Это позволит  выстраивать объективную линию расследования и своевременно принимать законные решения по делу.

Одним из аспектов проводимой реформы  является также упрощение процедур расследования и обеспечения экономичности процесса. Сегодня расследование уголовных дел по прежнему является сложным и финансово-затратным процессом, особенно это касается уголовных проступков. Указанные деяния были перенесены из Административного кодекса, но  затраты на их расследование зачастую несоразмерны со степенью их общественной опасности.

В этой связи производство по ним должно быть максимально упрощено. Это возможно за счет создания особого порядка расследования уголовных проступков, по аналогии с административным производством.

На расследование дел небольшой и средней тяжести также затрачивается много времени. Поэтому видится целесообразным использовать элементы приказного производства.