- Аймақтар бойынша департаменттер
- Астана
- Алматы
- Ұлытау облысы
- Жетісу облысы
- Шымкент
- Абай облысы
- Ақмола облысы
- Ақтөбе облысы
- Алматы облысы
- Атырау облысы
- Шығыс Қазақстан облысы
- Жамбыл облысы
- Батыс Қазақстан облысы
- Қарағанды облысы
- Қостанай облысы
- Қызылорда облысы
- Манғыстау облысы
- Павлодар облысы
- Солтүстік Қазақстан облысы
- Түркістан облысы
Жарияланған күні: 04.04.2016 12:43
Өзгертілген күні: 10.10.2017 15:30
Наиболее важные изменения в налоговом кодексе, касающихся косвенных налогов. Доклад состоит из трех основных направлений: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги и обязательства в рамках ЕАЭС.
I. Об изменениях по НДС:
Внесены изменения в ст. 568 «Постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость», а именно с 1 апреля текущего года налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость подается в явочном порядке первым руководителем юридического лица-резидента Республики Казахстан, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту нахождения.
При этом, при подаче налогового заявления о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость налоговый орган осуществляет фотографирование первого руководителя юридического лица-резидента Республики Казахстан, индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем, следует напомнить, что налогоплательщики, подавшие налоговое заявление о регистрационном учете по НДС, становятся плательщиками налога на добавленную стоимость с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором они подали налоговое заявление для постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость.
Так же, внесены изменения в ст. 570 Налогового кодекса, касающейся свидетельства о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость. С 01 апреля 2016 года данная статья будет изложена в следующей редакции: «Свидетельство о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость удостоверяет факт постановки налогоплательщика на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, является бессрочным и представляется в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью должностного лица регистрирующего органа. Форма свидетельства устанавливается уполномоченным органом.
Наряду с вышеуказанными изменениями, в соответствии со ст. 263 Налогового Кодекса, с 1 января 2016 налогоплательщик, при осуществлении оборотов по реализации товаров, работ, услуг обязан выписать счет-фактуру или иной документ, предусмотренный пунктом 2 ст. 256 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 настоящей статьи.
Кроме того, с 1 января 2016 года, налогоплательщики, являющиеся уполномоченными экономическими операторами в соответствии с законодательством Республики Казахстан о таможенном деле, обязаны выписывать счета-фактуры в электронной форме.
Следует отметить, что в случае если выписка счета-фактуры в электронной форме невозможна по причине возникновения технических ошибок в программном обеспечении, подтвержденных центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, выписка счета-фактуры производится на бумажном носителе.
II. Об изменениях в законодательстве, регулирующем рынок
подакцизной продукции
Законом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 376-V ЗРК«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства»и Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования»от 3 декабря 2015 года № 432-V ЗРКвнесены некоторые изменения и дополнения в части администрирования рынка подакцизной продукции.
Изменен срок уплаты ежегодного лицензионного сбора (до 20 января) на осуществление деятельности по хранению, оптовой и розничной реализации алкогольной продукции. Срок уплаты перенесен «до 20 июля» текущего года, за исключением первого года осуществления деятельности в соответствующей сфере.
Напомню, плательщиками сбора являются физические и юридические лица, получающие лицензию, а также получившие лицензию на осуществление деятельности по хранению, оптовой и розничной реализации алкогольной продукции.
Сбор уплачивается за каждый объект деятельности и составляет для оптовых реализаторов – 200 МРП, для розничных дифференцируется в зависимости от административно-территориальной единицы, в столице он равен - 100 МРП.
Вместе с тем необходимо знать, что в случае хранения и реализации алкогольной продукции без уплаты ежегодного лицензионного сбора, предусмотрена административная ответственность частью 8 статьи 282 КоАП в виде штрафа от 150 до 700 месячных расчетных показателейс приостановлением действия лицензии до 6-ти месяцев.
Так, с начала года органами государственных доходов по г. Астана привлечено к административной ответственности за неуплату ежегодного лицензионного сбора в сроки и размерах 369 налогоплательщиков, наложено штрафов на общую сумму 115,4 млн. тенге, 8 налогоплательщиков лишены лицензии.
С 01 января 2016 года введены сопроводительные накладные на импорт алкогольной продукции.
Так, с 2011 года поставщиками при проведении операции по реализации (отпуску), перемещению, возврату, транспортировке этилового спирта и (или) алкогольной продукции (за исключением транспортировки импортируемой алкогольной продукции от пункта пересечения границы Республики Казахстан до места назначения), оформляются СНА.
С 01 января 2016 года вводятся СНА на импорт АП. При импорте этилового спирта и (или) алкогольной продукции на территорию Республики Казахстан сопроводительные накладные на алкогольную продукцию (СНА) будут оформляться получателем:
- с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза – не позднее дня, следующего за днем выпуска товаров, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Республики Казахстан;
- с территории государств-членов Евразийского экономического союза – не позднее даты ввоза на территорию Республики Казахстан.
При импорте этилового спирта и (или) алкогольной продукции СНА распечатывается в одном экземпляре на бумажном носителе, после чего получателем ставится подпись, с указанием даты фактического получения этилового спирта и (или) алкогольной продукции. При импорте СНА хранится у получателя.
Форма СНА остается без изменений, в графах, где должен заполнять поставщик, при импорте заполняется получателем.
В связи с проведением работ по доработке Информационной системы (ИС) для возможности оформления СНА импортерами, административные меры к импортерам по оформлению СНА применяться не будут до окончания работ в ИС.
Напомню, за не оформление СНА предусмотрена административная ответственность ст. 282 КоАП РК в размере от 35 до 100 МРП.
Аналогично, с 01 июля 2016 года будут введены сопроводительные накладные на импорт нефтепродуктов и оборот табачных изделий.
До настоящего время оборот табачных изделий осуществлялся без наличия сопроводительных накладных. С 1 июля 2016 года, в целях контроля за перемещением табачных изделий, вводятся сопроводительные накладные на табачные изделия.
С начала года установлены новые минимальные розничные цены на алкоголь и табачные изделия. Постановлением Правительства РК зафиксирована минимальная розничная цена на 2016 год на водку, крепкие ликероводочные изделия (с объемной долей этилового спирта свыше 30%) и прочие крепкоалкогольные напитки в пределах 1 380 тенге за литр. Справочно: В 2015 году минимальная розничная цена составляла 1 300 тенге за литр.
Минимальные розничные цены на 20 (двадцать) сигарет с фильтром с 1 января 2016 года составляют в размере 240 тенге.
Справочно: До 31 декабря 2015 года было в размере 220 тенге.
III. Об изменениях в рамках ЕАЭС
.
С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС). Согласно Договору о ЕАЭС при импорте товаров на территорию одного государства-члена с территории другого государства - члена косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-члена, на территорию которого импортируются товары, если иное не установлено законодательством этого государства-члена в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).
В связи с чем, в ряд нормативно-правовых актов были внесены дополнения и изменения, в частности, в главу 37-1 Налогового Кодекса «Особенности обложения налогом на добавленную стоимость при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе».
Так, статья 276-4 Налогового кодекса дополнена пунктом 5 следующего содержания: «Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию Республики Казахстан:
1)товаров, ввозимых физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности;
2)товаров, ввозимых с территории государства-члена Таможенного союза в связи с их передачей в пределах одного юридического лица.
Таким образом, при импорте на территорию Республики Казахстан товаров, ввозимых физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности, а также товаров, ввозимых с территории государства-члена Таможенного союза в связи с их передачей в пределах одного юридического лица косвенные налоги не взимаются.
При этом, в случае импорта товаров с территории стран ЕАЭС в связи с их передачей в пределах одного юридического лица налогоплательщик обязан уведомлять налоговые органы при ввозе (вывозе) таких товаров, указанных в настоящем подпункте, по форме, в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 4 данной статьи.
Вступление Казахстана в ВТО. 22 июня 2015 года в Женеве Казахстан завершил переговоры по вступлению во всемирную торговую организацию. 12 октября 2015 года Указом Президента Республики Казахстан ратифицирован Протокол о вступлении нашей страны в ВТО и в декабре 2015 года Казахстан стал полноправным членом указанной организации.
Вместе с тем, основными условиями вступления Казахстана в ВТО является, в том числе, тарифные обязательства по ряду товарных позиции – Перечень изъятий, ввозная ставка которых в условиях ВТО ниже от действующих таможенных пошлин в рамках Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
На сегодняшний день Перечень изъятий состоит из 1 347 товарных позиций (58 товарных групп всех 97 товарных групп в рамках ТН ВЭД, в том числе: сельскохозяйственная продукция, легкая промышленность, транспортные средства и др.), к которым с текущего года будут применяться более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем ЕТТ ЕАЭС.
Принимая во внимание опасения стран Союза о возможном реэкспорте казахстанских товаров, ввезенных по заниженным таможенным пошлинам в рамках ВТО в государства-члены Союза, 16 октября 2015 года Главы государств ЕАЭС подписали ряд документов по имплементации тарифных обязательств Республики Казахстан в рамках вступления в ВТО.
В соответствии с подписанными документами Республики Казахстан взяла на себя обязательства не допускать вывоз товаров, находящихся в Перечне изъятия, на территории других стран Союза только в случае их ввоза по заниженным таможенным пошлинам.
Ввоз товаров, включенных в Перечень изъятий, на территорию РК должен осуществляться либо по ставкам ВТО, но без права вывоза за пределы Казахстан, либо по ставкам ЕТТ ЕАЭС с возможностью их дальнейшей реализации в государствах-членах Союза.
В этой связи, при импорте товаров в Казахстан в текущем году налогоплательщикам необходимо соблюдать следующие требования:
1) Товары, ввезенные в РК по ставкам ВТО из Перечня изъятий, запрещены к вывозу и обращению за пределами Республики Казахстан;
2) Товары, ввезенные в РК по ставкам ЕТТ ЕАЭС, при вывозе на таможенную территорию ЕАЭС должны сопровождаться копией таможенной деклараций и электронным счет-фактурой;
3) При вывозе произведенного в РК товара в государства-члены ЕАЭС, в случае если товар этой группы находятся в Перечне изъятий, необходимо предоставление сертификата о происхождении товара формы СТ-1, в качестве подтверждающего документа.
С целью контроля товаров, включенных в Перечень изъятий, Казахстан использует информационную систему «Электронные счета-фактуры». Использование данной системы возможно только при наличии электронно цифровой подписи. В связи с этим Предпринимателям осуществляющим торговую деятельность, необходимо получить ЭЦП.