Дата публикации: 30.06.2023 18:34
Дата изменения: 30.06.2023 18:39

В целях выявления и изучения возможных причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом «О противодействии коррупции», Типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 13 января 2023 года №21, Методическими рекомендациями по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков от 30 декабря 2022 года №488, приказом от 25 апреля 2023 года №129/1 «О проведении внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Департамента государственных доходов по г.Астане» проведен внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности  Департамента государственных доходов по г.Астане.

Внутренний анализ коррупционных рисков проведен рабочей группой определенной приказом  от 25 апреля 2023 года №129/1 состоящей из сотрудников, имеющих практический опыт применения отраслевого законодательства в деятельности: заместителя руководителя, руководителей Управлений Департамента и таможенных постов.

Для выявления коррупционных рисков  и выработки рекомендаций изучены данные информационных систем и другая аналитическая информация.

Внутренний анализ коррупционных рисков в Управлениях и таможенных постах Департамента осуществлялся в соответствии с утвержденными Методическими рекомендациями по следующим этапам:

1)сбор и обобщение информации об объекте анализа;

2)анализ правовых актов и внутренних документов, регулирующих деятельность объекта анализа, его организационно-управленческой деятельности на наличие коррупционных рисков;

3)подготовка и подписание аналитической справки.

В ходе работы проанализированы:

-  правовые акты и внутренние документы, регулирующие деятельность Департамента;

-   оказания государственных услуг;

-   обращения физических и юридических лиц в отношении объекта анализа;

-  освоение и распределение бюджетных и финансовых средств за период 2022 года и истекший период 2023 года;

-    информационные системы;

-  установление фактов принятия на работу лиц, ранее совершивших коррупционное правонарушение;

-  установление лиц, осуществляющих деятельность, не совместимую с выполнением государственных функций;

-  установление фактов совместной службы (работы) близких родственников, супругов и свойственников;

-  установление фактов осуществления должностных обязанностей при наличии конфликта интересов;

-  направление государственных служащих на антикоррупционное обучение.

Учитывая многочисленность функций и межотраслевой характер работы Департамента были охвачены анализом 3 основных направления деятельности, в том числе:

1.реализация контрольно- ревизионных функций

          2.оказание государственных услуг

          3.анализ нормативно-правовых актов, затрагивающих деятельность ОГД

         

По итогам анализа выявлено 4 коррупционных рисков:

 

Направление деятельности охваченное анализом

1.Реализация контрольно- ревизионных функций.

1)Наименование коррупционного риска

Осуществление организации работы по налоговому администрированию, в части проведения налоговых проверок.

Описание коррупционного риска

Установление нарушений действующего налогового законодательства и связанные с этим доначисления  налогов, сборов и других обязательных платежей. Возникновение коррупционной ситуации,  является непосредственный контакт налогоплательщиков с сотрудниками при вручении требований, предписаний на проведение проверки, извещение о приостановлении или возобновлении налоговой проверки в части соблюдения сроков установленных законодательством.

Рекомендации по устранению риска

При отсутствии возможности вручения налогоплательщику предписания о проведении проверки, требования о  предоставлении  документов,  извещения о приостановлении или возобновлении сроков налоговой проверки, необходимо  автоматизировать процесс вручения через Кабинет налогоплательщика в соответствии со ст.146 Кодекса  о  налогах  и  других  обязательных  платежах  в  бюджет, а также внести дополнение в ст.149 Кодекса  о  налогах  и  других  обязательных  платежах  в  бюджет  в части вручения предписания на проведение проверки в веб-приложении.

 

2)Наименование коррупционного риска

Незаконный отзыв РПРО на уровне специалистов по неисполненным уведомлениям об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля.

Описание коррупционного риска

По сформированным РПРО в ИС ЕХД РВУ по причине неисполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, в настоящее время у всех сотрудников имеется возможность отзыва РПРО посредством ИС ИНИС (управление распоряжениями о приостановлении расходных операций по банковским счетам).

Рекомендации по устранению риска:

В целях исключения коррупционных рисков, предлагается утвердить регламент согласования, согласно которого отзыв РПРО в ИС ИНИС будет осуществляться не ниже уровня заместителей УГД.

2. Оказание государственных услуг

1) Наименование коррупционного риска

Проведение возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм, образовавшихся в результате взысканных сумм с дебитора

Описание коррупционного риска

По налоговому заявлению налогоплательщика в период обжалования  результатов проверки производится возврат излишне (ошибочно) уплаченных сумм, образовавшихся в результате взысканных сумм с дебитора.

Рекомендации по устранению риска

Отказ в возрате излишне (ошибочно) уплаченных сумм при наличии жалобы на уведомления по результатам проверки.

 

3. Анализ нормативно-правовых актов, затрагивающих деятельность ОГД

1)Наименование коррупционного риска

Возможность не принятия мер административного характера к участникам ВЭД за нарушение норм таможенного законодательства по статьям 551,553,535 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года "Об административных правонарушениях", а также дискреционные полномочия должностного лица, при принятии решения по привлечению либо не привлечению к административной ответственности по ст.288 и 558 КоАП РК.

Описание коррупционного риска

При не исполнении требований уведомления о результатах проверки проверяемое лицо привлекается к административной ответственности по статьям 288 и 558 КоАП РК, что установлено уведомлением о результатах проверки согласно приложению 16 к приказу. В случае нарушения таможенного законодательства участником ВЭД, статьями 535,551,553 и др. КоАП РК предусмотрено привлечение к административной ответственности, в случае не исполнения требований по представлению документов в период проверки участник ВЭД  привлечению к административной ответственности по статьям 558 и 288 КоАП РК.

Рекомендации по устранению риска

В рассматриваемом случае нормы приказа противоречат КоАП РК, создавая коррупционные риски и возможность для проверяющих лиц самостоятельно принимать решения по привлечению либо не привлечении к административной ответственности по статьям 558 и 288 КоАП РК при не исполнении уведомления. Считаем необходимым в форме уведомлений о результатах проверки согласно приложения 16 приказа  исключить статьи 558 и 288 КоАП РК, что даст возможность полного привлечения  к административной ответственности участника ВЭД.