В целях выявления и изучения возможных причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом «О противодействии коррупции», Типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 13 января 2023 года №21, Методическими рекомендациями по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков от 30 декабря 2022 года №488, приказом от 25 апреля 2023 года №129/1 «О проведении внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Департамента государственных доходов по г.Астане» проведен внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности Департамента государственных доходов по г.Астане.
Внутренний анализ коррупционных рисков проведен рабочей группой определенной приказом от 25 апреля 2023 года №129/1 состоящей из сотрудников, имеющих практический опыт применения отраслевого законодательства в деятельности: заместителя руководителя, руководителей Управлений Департамента и таможенных постов.
Для выявления коррупционных рисков и выработки рекомендаций изучены данные информационных систем и другая аналитическая информация.
Внутренний анализ коррупционных рисков в Управлениях и таможенных постах Департамента осуществлялся в соответствии с утвержденными Методическими рекомендациями по следующим этапам:
1)сбор и обобщение информации об объекте анализа;
2)анализ правовых актов и внутренних документов, регулирующих деятельность объекта анализа, его организационно-управленческой деятельности на наличие коррупционных рисков;
3)подготовка и подписание аналитической справки.
В ходе работы проанализированы:
- правовые акты и внутренние документы, регулирующие деятельность Департамента;
- оказания государственных услуг;
- обращения физических и юридических лиц в отношении объекта анализа;
- освоение и распределение бюджетных и финансовых средств за период 2022 года и истекший период 2023 года;
- информационные системы;
- установление фактов принятия на работу лиц, ранее совершивших коррупционное правонарушение;
- установление лиц, осуществляющих деятельность, не совместимую с выполнением государственных функций;
- установление фактов совместной службы (работы) близких родственников, супругов и свойственников;
- установление фактов осуществления должностных обязанностей при наличии конфликта интересов;
- направление государственных служащих на антикоррупционное обучение.
Учитывая многочисленность функций и межотраслевой характер работы Департамента были охвачены анализом 3 основных направления деятельности, в том числе:
1.реализация контрольно- ревизионных функций
2.оказание государственных услуг
3.анализ нормативно-правовых актов, затрагивающих деятельность ОГД
По итогам анализа выявлено 4 коррупционных рисков:
Направление деятельности охваченное анализом
1.Реализация контрольно- ревизионных функций.
1)Наименование коррупционного риска
Осуществление организации работы по налоговому администрированию, в части проведения налоговых проверок.
Описание коррупционного риска
Установление нарушений действующего налогового законодательства и связанные с этим доначисления налогов, сборов и других обязательных платежей. Возникновение коррупционной ситуации, является непосредственный контакт налогоплательщиков с сотрудниками при вручении требований, предписаний на проведение проверки, извещение о приостановлении или возобновлении налоговой проверки в части соблюдения сроков установленных законодательством.
Рекомендации по устранению риска
При отсутствии возможности вручения налогоплательщику предписания о проведении проверки, требования о предоставлении документов, извещения о приостановлении или возобновлении сроков налоговой проверки, необходимо автоматизировать процесс вручения через Кабинет налогоплательщика в соответствии со ст.146 Кодекса о налогах и других обязательных платежах в бюджет, а также внести дополнение в ст.149 Кодекса о налогах и других обязательных платежах в бюджет в части вручения предписания на проведение проверки в веб-приложении.
2)Наименование коррупционного риска
Незаконный отзыв РПРО на уровне специалистов по неисполненным уведомлениям об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля.
Описание коррупционного риска
По сформированным РПРО в ИС ЕХД РВУ по причине неисполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, в настоящее время у всех сотрудников имеется возможность отзыва РПРО посредством ИС ИНИС (управление распоряжениями о приостановлении расходных операций по банковским счетам).
Рекомендации по устранению риска:
В целях исключения коррупционных рисков, предлагается утвердить регламент согласования, согласно которого отзыв РПРО в ИС ИНИС будет осуществляться не ниже уровня заместителей УГД.
2. Оказание государственных услуг
1) Наименование коррупционного риска
Проведение возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм, образовавшихся в результате взысканных сумм с дебитора
Описание коррупционного риска
По налоговому заявлению налогоплательщика в период обжалования результатов проверки производится возврат излишне (ошибочно) уплаченных сумм, образовавшихся в результате взысканных сумм с дебитора.
Рекомендации по устранению риска
Отказ в возрате излишне (ошибочно) уплаченных сумм при наличии жалобы на уведомления по результатам проверки.
3. Анализ нормативно-правовых актов, затрагивающих деятельность ОГД
1)Наименование коррупционного риска
Возможность не принятия мер административного характера к участникам ВЭД за нарушение норм таможенного законодательства по статьям 551,553,535 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года "Об административных правонарушениях", а также дискреционные полномочия должностного лица, при принятии решения по привлечению либо не привлечению к административной ответственности по ст.288 и 558 КоАП РК.
Описание коррупционного риска
При не исполнении требований уведомления о результатах проверки проверяемое лицо привлекается к административной ответственности по статьям 288 и 558 КоАП РК, что установлено уведомлением о результатах проверки согласно приложению 16 к приказу. В случае нарушения таможенного законодательства участником ВЭД, статьями 535,551,553 и др. КоАП РК предусмотрено привлечение к административной ответственности, в случае не исполнения требований по представлению документов в период проверки участник ВЭД привлечению к административной ответственности по статьям 558 и 288 КоАП РК.
Рекомендации по устранению риска
В рассматриваемом случае нормы приказа противоречат КоАП РК, создавая коррупционные риски и возможность для проверяющих лиц самостоятельно принимать решения по привлечению либо не привлечении к административной ответственности по статьям 558 и 288 КоАП РК при не исполнении уведомления. Считаем необходимым в форме уведомлений о результатах проверки согласно приложения 16 приказа исключить статьи 558 и 288 КоАП РК, что даст возможность полного привлечения к административной ответственности участника ВЭД.