Дата публикации: 13.06.2023 12:20
Дата изменения: 13.06.2023 17:30

Департаментом государственных доходов по г.Астане проводятся публичные обсуждения результатов внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Департамента государственных доходов по г.Астане за период 2022 года и за истекший период 2023 года. Срок проведения публичных обсуждений с 13 июня 2023 года по 19 июня 2023 года. При наличии предложений и дополнении к выявленным коррупционным рискам, просим писать в комментариях.

 

Результаты внутреннего анализа коррупционных рисков

Направление деятельности охваченное анализом

1.Реализация контрольно- ревизионных функций

Наименование рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

Контакт налогоплательщиков при проведении налоговых проверок

Наименование коррупционного риска

Осуществление организации работы по налоговому администрированию, в части проведения налоговых проверок

Подробное описание   рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

Установление нарушений действующего налогового законодательства и связанные с этим доначисления  налогов, сборов и других обязательных платежей. Возникновение коррупционной ситуации,  является непосредственный контакт налогоплательщиков с сотрудниками.

Наименование должности, подверженной риску

Руководители отделов и специалисты управления аудита

Рекомендации по устранению риска

В связи с тем, что при  вручении  требования  о  предоставлении  документов  в  связи  с  отказом  о  получении, возникает  проблема вручения требования  налогоплательщику. В  связи с  этим необходимо  внести  изменения в ст.146 Кодекса  о  налогах  и  других  обязательных  платежах  в  бюджет, о вручении требования о  предоставлении  документов   электронным способом.

При этом налоговый орган, осуществляющий налоговую проверку, обязан вручить налогоплательщику (налоговому агенту) под роспись или направить ему по почте заказным письмом с уведомлением либо электронным способом извещение о приостановлении или возобновлении налоговой проверки не позднее трех рабочих дней с даты приостановления или возобновления с уведомлением органа правовой статистики. При этом извещение о приостановлении или возобновлении налоговой проверки считается врученным налогоплательщику (налоговому агенту) электронным способом с даты доставки такого извещения налоговым органом в веб-приложение. Данный электронный способ распространяется на налогоплательщика, зарегистрированного в качестве электронного налогоплательщика в порядке, определенном статьей 86 настоящего Кодекса.

Ожидаемый результат

При проведении проверки,  налогоплательщик отказался получать требование о предоставлении документов. Направление налогоплательщику требования заказной почтой противоречит Кодексу о налогах и других обязательных платежах в бюджет. В связи с введением норм АППК в части процедур заслушивания, с момента вручения предписания, приостановление, возобновление и завершение проверок рассмотреть возможность направления веб-приложения электронным способом. Позволит минимизировать коррупционные риски в деятельности государственных служащих.

Предполагаемый срок устранения риска

По мере внесения изменения в Налоговый кодекс РК.

 

2. Анализ нормативно-правовых актов, затрагивающих деятельность ОГД

Наименование рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

Принятие решений при привлечении к административной ответственности за нарушение норм таможенного законодательства, не исполнений требований уведомлений о результатах проверки

Наименование коррупционного риска

Возможность не принятия мер административного характера к участникам ВЭД за нарушение норм таможенного законодательства по статьям 551,553,535 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года "Об административных правонарушениях", а также дискреционные полномочия должностного лица, при принятии решения по привлечению либо не привлечению к административной ответственности по ст.288 и 558 КоАП РК.

Подробное описание   рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

При не исполнении требований уведомления о результатах проверки проверяемое лицо привлекается к административной ответственности по статьям 288 и 558 КоАП РК , что установлено уведомление о результатах проверки согласно приложению 16 к приказу.

В случае нарушения таможенного законодательства участником ВЭД , статьями 535,551,553 и др. КоАП РК предусмотрено привлечение к административной ответственности, в случае не исполнения требований по представлению документов в период проверки участник ВЭД  привлечению к административной ответственности по статьям 558 и 288 КоАП РК.

Наименование должности, подверженной риску

Руководители и специалисты  управления таможенного контроля после выпуска товаров

Рекомендации по устранению риска

В рассматриваемом случае нормы приказа противоречат КоАП РК, создавая коррупционные риски и возможность для проверяющих лиц самостоятельно принимать решения по привлечению либо не привлечении к административной ответственности по статьям 558 и 288 КоАП РК при не исполнении уведомления.

Считаем необходимым в форме уведомлений о результатах проверки согласно приложения 16 приказа  исключить статьи 558 и 288 КоАП РК, что даст возможность полного привлечения  к административной ответственности участника ВЭД.

Ожидаемый результат

Исключение увода от ответственности налогоплательщика.

Полное привлечение к административной ответственности участника ВЭД.

Предполагаемый срок устранения риска

По мере  внесения изменения в приложение 16 к приказу  МФ РК  от 8 февраля 2018 года № 146.

 

3. Оказание государственных услуг

1) Наименование рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

Изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов.

Наименование коррупционного риска

Изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и/или плат в ИС ЦУЛС (отсрочки и рассрочки) специалистами районных управлений в нарушение норм статьи 38 Кодекса Республики Казахстан  «О  налогах и других платежах в бюджет» без  заявления налогоплательщика и соответствующего решения органа государственных доходов.

Подробное описание   рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

Одной из видов государственных услуг является изменение  сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат (далее – отсрочка/рассрочка). При подаче налогоплательщиком налогового заявления о предоставлении отсрочки/рассрочки по уплате налогов и плат в ОГД

возникает коррупционная ситуация, специалист ОГД имеет возможность вносить необоснованные сведения об отсрочке/рассрочке на лицевые счета налогоплательщика.

Наименование должности, подверженной риску

Руководители, специалисты отделов учета и взимания территориальных органов государственых доходов.

Рекомендации по устранению риска

Сведения о предоставлении отсрочки/рассрочки в соответствии со статьей 38  Кодекса Республики Казахстан  «О  налогах и других платежах в бюджет» вносится на лицевые счета налогоплательщика на основании решения ОГД о предоставлении отсрочки/рассрочки.  

При этом, без заявления и решения ОГД специалист ОГД имеет возможность  вносить необоснованно сведения об отсрочке/рассрочке.

В рассматриваемом случае налогоплательщику оказывается предпочтение в виде, неприменения способов и мер принудительного взыскания налоговой задолженности и предоставляет возможность  выводить активы должником.

В целях исключения не законного внесения корректировок на лицевые счета налогоплательщика в части предоставления должнику отсрочки/рассрочки без вынесения соответствующего решения предлагаем  согласовывать решение с профильным управлением вышестоящего органа государственных доходов. Для внесения соответствующих изменений в ИС ЦУЛС.

После согласования и  принятия решения, отделу взимания РУГД направлять в отдел учета пакет документов по принятому  решению о предоставлении отсрочки/рассрочки.

Ожидаемый результат

Согласование решений РУГД о предоставлении отсрочки/рассрочки с Департаментом  позволит исключить коррупционный риск в виде незаконного принятия решений и манипуляций на лицевых счетах налогоплательщиков.

Предполагаемый срок устранения риска

В рамках внесения изменений в ИС ЦУЛС.

 

2) Наименование рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

Возврат должнику взысканных сумм задолженности с дебитора при наличии обжалованных сумм по результатам проверки

Наименование коррупционного риска

Проведение возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм, образовавшихся в результате взысканных сумм с дебитора

Подробное описание   рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

По налоговому заявлению налогоплательщика в период обжалования  результатов проверки производится возврат излишне (ошибочно) уплаченных сумм, образовавшихся в результате взысканных сумм с дебитора.

Наименование должности, подверженной риску

Руководители, специалисты отделов учета и взимания территориальных органов государственых доходов

Рекомендации по устранению риска

Отказ в возрате излишне (ошибочно) уплаченных сумм при наличии жалобы на уведомления по результатам проверки

Ожидаемый результат

Внесение изменений в Правила ведения лицевых счетов, утвержденных приказом Министра финансов РК от 27.02.2018 года №306

Предполагаемый срок устранения риска

Сентябрь 2023 года.