Дата публикации: 26.04.2024 17:01
Дата изменения: 26.04.2024 17:04

Департаментом государственных доходов по г. Астане проводятся публичные обсуждения результатов внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Департамента государственных доходов по г. Астане за период второе полугодие 2023 года и истекший период 2024 года.

Срок проведения публичных обсуждений с 26 апреля 2024 года по 03 мая 2024 года.

При наличии предложений и дополнении к выявленным коррупционным рискам, просим писать в комментариях.

Результаты внутреннего анализа коррупционных рисков

 

 

Направление деятельности, охваченное анализом

1. Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности

Наименование рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

Прохождение через «Зеленый коридор» в зоне таможенного досмотра.

Наименование коррупционного риска

Взаимодействие между сотрудником и пассажиром.

Подробное описание   рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

Пассажир предварительно договаривается с сотрудником, находящимся на зеленом коридоре о свободном прохождении через зеленый коридор с имеющимися при нем драгоценностями (и товаров) и валютой превышающей норму провоза.

Наименование должности, подверженной риску

Сотрудник осуществляющий режим «Зеленого коридора»

Рекомендации по устранению риска

Регулярная смена сотрудников осуществляющей режим "Зеленого коридора".

Ожидаемый результат

Искоренение коррупционных рисков

Предполагаемый срок устранения риска

2024-2025г.г.

 

2. Разработка и эксплуатация информационных систем

Наименование рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

Таможенное декларирование с использованием в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов.

Наименование коррупционного риска

Декларирование в письменной форме с использованием в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов дает возможность уклонения от соблюдения мер технического регулирования при непосредственном участии должностных лиц органов государственных доходов.

Подробное описание   рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

В соответствии с п.4 ст.175 Кодекса РК от 26.12.2017г.№123-VI ЗРК "О таможенном регулировании в РК" таможенное декларирование с использованием в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов допускается в письменной форме. Решение о возможности/невозможности декларирования товаров с использованием в качестве декларации на товары принимает уполномоченное должностное лицо органов государственных доходов.

Наименование должности, подверженной риску

Сотрудник таможенного поста

Рекомендации по устранению риска

Внедрение в ИС Астана-1 возможность таможенного декларирования товаров с использованием в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в электронной форме с обязательным использованием системы управления рисками (СУР) и форматно-логический контроль (ФЛК).

Ожидаемый результат

Исключение возможности сговора между участником внешнеэкономической деятельности и уполномоченного должностного лица органа государственных доходов.

Предполагаемый срок устранения риска

2024-2025г.г.

 

3. Правовые акты и внутренние документы, регулирующие деятельность органов государственных доходов

1) Наименование рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

Отбор проверяемых лиц для проведения проверок после выпуска товары и выбор формы контроля (вида проверки)

Наименование коррупционного риска

Субъективизм при выборе объекта и формы контроля.

Подробное описание   рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

Проведение таможенных проверок после выпуска товаров имеют целью возмещение ущерба государству в связи с неправомерными действиями, допускаемыми как в процессе таможенного оформления, так и после выпуска товаров. При выборе объектов контроля должностные лица руководствуются собственной аналитикой, базирующейся на личном опыте, информации смежных подразделений, иных органов и СМИ. Возможны случаи, когда должностное лицо осуществляет псевдоаналитику и направляет не корректный анализ. Так же и проверяемые лица могут использовать все возможные ресурсы (не предоставление документов, обжалование в судах, воздействуют на должностных лиц путем подачи жалоб в прокуратуру и другие органы), чтобы воспрепятствовать контролю. Имеющийся модуль пост-таможенного контроля так и не доработан, информация о выявленных нарушениях не доступна для других регионов, обмен опытом отсутствует.

Наименование должности, подверженной риску

Специалисты Управления таможенного контроля после выпуска товаров

Рекомендации по устранению риска

Отбор проверяемых объектов таможенных проверок должен производится независимым подразделением либо на основе автоматизированных технологий, доработать модуль пост-таможенного контроля для проведения анализа.

Ожидаемый результат

Исключает возможность уклонения от проверки, не принятия мер.

Предполагаемый срок устранения риска

2024-2025г.г.

 

2) Наименование рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

Минимизирование фактов коррупционных рисков для работников аудита

Наименование коррупционного риска

Осуществление организации работы по налоговому администрированию в части проведения налоговых проверок.

Подробное описание   рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

В случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) к рассмотрению жалобы документов, не представлявшихся им в ходе налоговой проверки, уполномоченный орган вправе устанавливать достоверность таких документов в ходе тематической и (или) повторной тематической проверок, назначаемых в порядке, определенном статьей 186 настоящего Кодекса.

Наименование должности, подверженной риску

Руководители отделов и специалисты Управления аудита

Рекомендации по устранению риска

Исключить п.4 статьи 181 Налогового Кодекса РК. Исключение принятия дополнительных документов, т.к. в ходе проверки налогоплательщику  достаточно предоставляется дополнительное время путем выставления требования о предоставлении документов. И только после принятия  всех исчерпывающих  обстоятельств и предоставления документов составляется акт проверки.

Ожидаемый результат

Исключение п.4 статьи 181 Налогового Кодекса РК остановит предоставления налогоплательщику (надуманного) возражения, которое лишь только затягивает сроки уплаты начисленных налогов и отвлекает рабочее время сотрудников ОГД.

Предполагаемый срок устранения риска

2024-2025г.г.

 

3) Наименование рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

Порядок и условия перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования.

Наименование коррупционного риска

Отнесение сотрудником товаров, перемещаемых международными почтовыми отправлениями (далее МПО) через таможенную границу Евразийского экономического союза, к товарам для личного пользования.

Подробное описание   рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

Отнесение товаров, перемещаемых международными почтовыми отправлениями (далее МПО) через таможенную границу Евразийского экономического союза к товарам для личного пользования в соответствии с пунктом 4 статья 339 Таможенного кодекса РК "О таможенном регулировании в РК". Отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:

      1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;

      2) характера и количества товаров;

      3)частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Евразийского экономического союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза этим физическим лицом или в его адрес.  Нормы провоза установлены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107. Критерии отнесения товаров установлены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 250 "Об установлении критериев отнесения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, к товарам для личного пользования".

Наименование должности, подверженной риску

Сотрудники осуществляющие таможенную очистку товаров, перемещаемых МПО через таможенную границу Евразийского экономического союза, для личного пользования.

Рекомендации по устранению риска

Внесение изменения/дополнения в Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 250 "Об установлении критериев отнесения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, к товарам для личного пользования", в части отнесения товаров, перемещаемых МПО через таможенную границу Евразийского экономического союза, к товарам для личного пользования.

Ожидаемый результат

Исключение товаров, ввозимых МПО для коммерческой деятельности, декларируемых в качестве товаров личного пользования.

Предполагаемый срок устранения риска

2024-2025г.г.

 

4. Реализация контрольно-ревизионных функций

Наименование рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

Процесс привлечения экспортеров/импортеров к административной ответственности по валютному контролю.

Наименование коррупционного риска

Контакт с юридическими и физическими лицами.

Подробное описание   рабочего процесса, содержащего коррупционный риск

Переписка с экспортёром/импортером проводиться на бумажном носителе без использования информационных систем

Наименование должности, подверженной риску

Сотрудники, осуществляющие проверку по валютному контролю.

Рекомендации по устранению риска

Предоставить возможность сотрудникам, осуществляющим валютный контроль направлять запросы для предоставления документов в адрес экспортеров/импортеров через ИС «Кабинет налогоплательщика».

Ожидаемый результат

Исключение контакта сотрудников с юридическими и физическими лицами.

Предполагаемый срок устранения риска

2024-2025г.г.